Колонизация Марса, добыча полезных ископаемых на астероидах и появляющиеся возможности для возникновения конфликтов в космосе могут потрясти устаревшие международные правовые основы.
По мере развития технологий и того, что частные компании все чаще ориентируются на внеземную деятельность, вопрос о том, кто создаст правила в космосе, становится все более важным.
«Космос — это завтрашний Интернет», — заявила Симонетта Ди Пиппо, астрофизик и директор Управления ООН по вопросам космического пространства (Unoosa) на международном совещании 2 июня. — «Страны, которые не имеют доступа к нему, станут отсталыми».
Однако правила, регулирующие наше поведение в космосе, не обновлялись более 50 лет. Любое юридическое лицо, действующее в космическом пространстве, регулируется законами страны, с которой оно сообщается, либо законами страны, из которой они или объект, которым они управляют, запустились.
«По большому счету, наиболее важным (законодательством) является международное космическое право, разрабатываемое ООН с 1950-х», — рассказывает д-р Джилл Стюарт, эксперт в области политики, этики и права в космическом пространстве Лондонской экономической школы.
Существует пять основным международных договоров, касающихся космоса. Самым значимым является Договор о космосе 1967 года, в котором излагаются основные принципы человеческой деятельности в космосе. Если этим правилам уже более 50 лет, нуждаются ли они в обновлении?
«Я лично считаю, что Договор по космосу актуален с точки зрения технологических возможностей, но он отсталый с политической точки зрения», — говорит Стюарт. — «С 1967 случились два серьезных изменения в отношении того, как страны действуют в космосе. Во-первых, это количество стран с «космическими возможностями», а второе — причины, которые подталкивают страны к освоению космоса». «Государства больше не хотят иметь космические программы только для престижа. Космические программы теперь это часть повседневной инфраструктуры или могут быть ценной частью, например, деятельности в области развития, такой как мониторинг посевов в таких странах как Индия».
Многие стартапы изучают возможности добычи полезных ископаемых на астероидах. Обладая богатым ресурсами воды и металлов, астероиды предоставляет потенциальную возможность для частных компаний зарабатывать колоссальные деньги.
КОПАЯ В НЕБО
«В Договоре о космосе декларируется, что Луна и другие небесные тела, такие как планеты и астероиды, не подлежат суверенным притязаниям никакой страны», — рассказывает Дейл Стивенс, профессор права Университета Аделаиды. — «Однако, ресурсы таких объектов не подчиняются конкретным правовым требованиям».
«Национальные законодательства таких стран, как США и Люксембург, предполагают, что добыча полезных ископаемых в космосе произойдет в ближайшем будущем, и написаны для регулирования подобной деятельности». «Они написаны с учетом того понимания, что они не буду нарушать запрет на суверенные притязания, установленный в Договоре о космосе 1967 года.
Возьмем базирующееся в США предприятие Planetary Resources, в настоящее время планирующее первую коммерческую миссию в дальний космос, чтобы исследовать астероиды на предмет их использования как потенциальные источники воды для использования в космосе.
«На международном уровне Договор о космосе и его производные соглашения раскрывают конкретные виды деятельности в космическом пространстве; эти основные правила применяются ко всей космической деятельности, в том числе к добыче полезных ископаемых», — рассказывает Брайан Израэль, главный советник в Planetary Resources. Тем не менее, он ожидает, что в один прекрасный день, когда добыча полезных ископаемых в космосе будет более широко распространена, эти нормы необходимо будет обновлять.
«События могут разворачиваться по-разному: от нисходящего, многостороннего договора с одной стороны, до восходящего договора о координации между государственными и частными участниками в этой сфере деятельности, с другой стороны», — заявляет он.
ЕСТЬ ЛИ ЖИЗНЬ НА МАРСЕ?
Тогда возникает вопрос касательно колонизации Марса. Некоторые компании, такие как SpaceX, сделали своей миссией отправку людей на Марс, чтобы увеличить вероятность выживания человеческой расы. Но если люди колонизируют Марс, кто будет там создавать законы?
«На данный момент нет четкого ответа», — рассказывает Стюарт. — «Теоретически, они будут подчиняться сочетанию международного права, которое будет управлять самим Марсом как небесным телом, национальным законам своей страны в качестве граждан, и если они живут в капсуле, запущенной отдельной страной, они могут подчиняться законам данной страны, когда они в капсуле». Например, когда вы находитесь в российских или американских капсулах МКС, вы технически подчиняетесь уголовному законодательству этих стран.
ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ
Еще один аспект космического права, нуждающийся в обновлении, согласно Стивенсу, — это правила военной деятельности в космосе. Стивенс является участником группы, разрабатывающей документ, в котором излагаются и уточняются существующие нормы международного права, применимые к военным операциям в космосе, называемые Woomera Manual в Международном праве о военных операциях в космосе.
«Военное использование космоса растет по экспоненте, и мы хотим установить, какие юридические рамки существуют для проведения такой деятельности», — рассказывает Стивенс. «Большинство существующих договоров о космосе, как правило, неясны в отношения проведения военных действий в космосе». По его словам, существуют несколько таких конкретных исключений, как правило, запрещающее размещение ядерного оружия и другого оружия массового уничтожения на орбите вокруг земли, или их размещения на небесных телах, или размещение их в открытом космосе.
«Мы считаем, что необходимо четко сформулировать, как применять космическое право и другие сферы международного права, особенно те, которые касаются применения силы и международного гуманитарного права», — говорит Стивенс. Он ожидает, что соответствующая работа над этим документом будет завершена к концу 2019 или началу 2020 года.
На данный момент времени действительно не существует «шерифа» космоса. Но по мере расширения внеземной частной и государственной активности, потребность в правоохранительных органах в космическом пространстве, скорее всего, будет становиться все более актуальной.
Николай Ерин